’арактерный след на стекле — результат наезда на пешехода
’арактерный след на стекле — результат наезда на пешехода

Ёта авари€ случилась в „ел€бинске в начале окт€бр€: автомобиль ехал на зелЄный, а пешеход шЄл на красный. ¬ последний момент мужчина ускорилс€, не оставив водителю шансов. Ќо в этом однозначном, на первый взгл€д, ƒ“ѕ есть спорный момент. 

ѕешеходный переход в этом месте регулируемый, и люди, разумеетс€, должны учитывать сигналы светофора. Ёто пр€мо указано в пункте 4.4. ѕƒƒ. Ќо обратите внимание, что мужчина спешил к остановке, где сто€л с открытыми двер€ми трамвай. ј в правилах есть пункт 14.6, который дословно звучит так: «¬одитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к сто€щему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производ€тс€ с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней».

¬идео: компани€ «»нтерсв€зь»

Ќапример, пропускать пешехода к трамваю нужно, даже если нет перехода. » в пункте 14.6 ѕƒƒ ничего не сказано в нЄм и о регулируемых переходах, то есть складываетс€ впечатление, что водителю вмен€етс€ в об€занность пропускать даже тех, кто бежит на красный.

ј как на самом деле? —итуацию прокомментировал автоэксперт ёрий ѕанченко.

— ƒа, у водител€ есть безусловна€ об€занность пропускать пешеходов, которые идут к сто€щему трамваю, но вчитайтесь в формулировки: только если посадка производитс€ с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней. ≈сли остановка огорожена, то посадочна€ площадка находитс€ уже не на проезжей части, и об€занности пропускать пешеходов уже нет.

‘ормулировка пункта 14.6 ѕƒƒ трудна дл€ воспри€ти€ и, возможно, сбивает с толку некоторых пешеходов, которые слышали лишь, что им вроде бы об€заны уступать.

¬прочем, ёрий ѕанченко видит и другую проблему.

— Ќесколько лет назад водитель маршрутки в этом же месте снЄс пешехода, и подобные аварии происход€т здесь посто€нно. ѕохоже, причина в особенност€х режима работы светофора. ќбратите внимание, что машина в правой полосе стоит, потому что погашена стрелка дл€ поворота направо. Ёто сбивает пешеходов с толку.

–аспространЄнна€ ошибка — реагировать не на актуальную обстановку, а на сложившиес€ стереотипы. ¬одители этим грешат не меньше. 

Ќо всЄ-таки можно ли с уверенностью говорить о невиновности водител€? Ќе всЄ так просто, ведь он должен был соблюдать пункт 10.1 ѕƒƒ, который чаще всего используетс€ дл€ обвинени€ водителей при наезде на пешеходов.

— —корее всего, будет назначена автотехническа€ экспертиза, и она решит вопрос, возникла ли аварийна€ ситуаци€, то есть ситуаци€, при которой действи€ водител€ уже не позвол€ли избежать ƒ“ѕ, — объ€сн€ет ёрий ѕанченко. — ≈сли это так, водител€ оправдают. ≈сли ситуаци€ не сразу стала аварийной и водитель имел техническую возможность избежать аварии, его могут признать виновным.

¬озможно, видимость пешехода частично перекрыл сто€вший в правой полосе автомобиль, а бег мужчины сократил врем€ на прин€тие решени€. ќднако после наезда водитель проехал не менее 25 метров, что может косвенно свидетельствовать либо о поздней реакции, либо о слишком высокой скорости — в любом случае заключение будут делать эксперты. 

Ќо, даже если водител€ признают невиновным, он об€зан компенсировать вред здоровью пострадавшего — этого требует стать€ 1079 √ражданского кодекса. ћашина считаетс€ источником повышенной опасности, и водитель принимает на себ€ эту дополнительную ответственность, уже сад€сь за руль. ≈сли у автовладельца есть полис ќ—ј√ќ, выплату в пределах 500 тыс€ч рублей сделает страхова€ компани€, но и здесь много тонкостей. Ќапример, размер компенсации оцениваетс€ не по чекам на лекарства или счетам из больниц, а по специальной методике, где каждый тип травм оценЄн во вполне конкретную сумму. ≈сли реальные расходы окажутс€ выше, пешеход может отсудить разницу. ¬прочем, если водител€ признали полностью невиновным, он также имеет право взыскать с пешехода ущерб транспортному средству.

—читаете ли вы справедливой статью 1079 √ражданского кодекса, котора€ об€зывает водителей платить за лечение в том числе виновных пешеходов?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • ƒа, сел за руль — отвечай за свои действи€
  • —праведливо, если на водителе есть хот€ бы частична€ вина
  • Ќет, это противоречит здравому смыслу
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€

ѕрисылайте видео спорных инцидентов на почту редакции «јвто», указыва€ в теме «√руппа разбора».