ƒепутаты предлагают оплатить реформу ќ—ј√ќ за счЄт нарушителей правил
ƒепутаты предлагают оплатить реформу ќ—ј√ќ за счЄт нарушителей правил

ƒо конца года остаЄтс€ меньше трЄх недель, а законодатели не могут определитьс€ с реформой ќ—ј√ќ-2020. ¬ариантов два — первый, дорогой, предложен ћинфином и предусматривает устрашающий рост тарифов. јльтернатива ему — м€гкий вариант, разработанный самими депутатами: они предлагают оплатить реформу ќ—ј√ќ за счЄт нарушителей правил. ћы изучили «суповой набор» предложений, из которого парламентарии пытаютс€ слепить новую «автогражданку».

ќсади ќ—ј√ќ! —колько будет стоить «автогражданка» в 2020 году

¬ариант № 1: телематика и лимиты до 2 миллионов рублей

ѕредложение ћинфина экстремально не только с точки зрени€ стоимости полисов, но и технических сложностей. Ќапример, предлагаетс€ повышающий коэффициент не только дл€ нарушителей ѕƒƒ, но и дл€ водителей с агрессивной манерой езды. ≈Є оцен€т с помощью телематических устройств, которые сейчас страховые компании используют в добровольном пор€дке. ¬ машину устанавливаетс€ небольшой блок, фиксирующий интенсивность разгонов и торможений, скоростной режим и резкость манЄвров. «а грубую езду водителю начисл€ютс€ баллы.

“ак выгл€дит телематическое устройство дл€ оценки стил€ вождени€
“ак выгл€дит телематическое устройство дл€ оценки стил€ вождени€

ƒва традиционных коэффициента — мощностный и территориальный — предлагают отменить вовсе. „то касаетс€ коэффициента мощности, он морально устарел: например, стоимость страховки повышаетс€ дл€ автомобилей с двигател€ми от 50 до 150 л. с., но перестаЄт расти дл€ более мощных моделей. ’от€ аварийность машин мощностью, например, 99 и 101 л. с. вр€д ли различаетс€ из-за двух лишних «лошадей».

≈щЄ сложнее с территориальным коэффициентом, который зависит от места прописки автовладельца. –€д городов попал в список неблагополучных, и дл€ них установили непропорциональный коэффициент. Ќапример, дл€ „ел€бинска и ћурманска он составл€ет 2,1 единицы — больше, чем в других мегаполисах, включа€ ћоскву и —анкт-ѕетербург. ќтмена территориального коэффициента выгодна «дорогим» городам, но может ударить по жител€м мелких населЄнных пунктов, где сейчас ќ—ј√ќ дешевле.

ћинфин предлагает увеличить лимит выплат за вред здоровью с 500 тыс€ч до 2 миллионов рублей. ѕобочным эффектом станет общий рост выплат по здоровью, потому они вычисл€ютс€ в процентах от суммы лимита. “ак, серьЄзное сотр€сение мозга оцениваетс€ в 5%, и увеличение лимита повысит выплаты за такую травму с 25 до 100 тыс€ч.

—торонники законопроекта отмечают низкую стоимость компенсации за ƒ“ѕ с пострадавшими и погибшими: сейчас лимит составл€ет 500 тыс€ч, предлагаетс€ 2 миллиона рублей
—торонники законопроекта отмечают низкую стоимость компенсации за ƒ“ѕ с пострадавшими и погибшими: сейчас лимит составл€ет 500 тыс€ч, предлагаетс€ 2 миллиона рублей

«а чей счЄт банкет? «а счЄт автомобилистов, конечно: тарифный коридор предлагаетс€ расширить на 30% в обе стороны. ≈сли сейчас база составл€ет 2746–4942 рубл€, то в случае прин€ти€ поправок станет 2112–6425 рублей.

 ак рассчитываетс€ ќ—ј√ќ. —траховщики выбирают базовый тариф из коридора 2746–4942 рубл€ и умножают его на восемь коэффициентов, которые учитывают мощность двигател€, период использовани€ машины, аварийность водител€ (коэффициент бонус-малус), возраст и стаж водител€, территорию использовани€, срок страховани€ и наличие грубых нарушений. ѕоследний коэффициент зависит не от штрафов √»Ѕƒƒ, а от нарушений правил страховани€.

ѕредложени€ ћинфина укладываютс€ в стратегию либерализации ќ—ј√ќ, котора€ идЄт последние полтора года. Ћиберализаци€ включает две идеи — избавление от жЄсткого госрегулировани€ тарифов и учЄт индивидуальных особенностей водител€. 

— —ейчас на рынке ќ—ј√ќ среди страховщиков идЄт ожесточенна€ конкуренци€ за клиента, поэтому, даже если этот законопроект будет прин€т, не стоит ожидать роста средней премии по ќ—ј√ќ. ѕовышение тарифа может произойти разве что дл€ самых злостных нарушителей ѕƒƒ, — считает директор управлени€ продуктами —  «—огласие» јндрей  овалЄв.

ѕо мнению эксперта, отмена моратори€ на изменение тарифа чаще, чем раз в год, дл€ учЄта аварийности конкретного водител€ также способствует более справедливому ценообразованию по «автогражданке».

Ќо рост выплат по здоровью вкупе с отменой двух «жирных» коэффициентов (мощностного и территориального) может спровоцировать рост тарифов до максимальной планки. Ёти опасени€ раздел€ют некоторые депутаты, поставившие проект ћинфина на паузу и предложившие свой вариант.

¬ариант № 2: дорогую страховку получат нарушители-рецидивисты

јльтернативный законопроект внесла в √осдуму группа депутатов во главе с руководителем комитета по финансовому рынку јнатолием јксаковым. ѕроект не столь радикален, и его главна€ изюминка — введение повышающего коэффициента за нарушени€ ѕƒƒ (эта иде€ есть и в минфиновском варианте). –ечь идЄт только о грубых нарушени€х: проезде перекрЄстка на красный свет, выезде на встречную полосу, превышении скорости на 60+ км/ч, езду пь€ным и так далее.

ѕредлагаетс€ учитывать только штрафы, полученные водителем за год.  акой именно порог по количеству нарушений установ€т депутаты, не€сно: ранее обсуждалась иде€ наказывать дорогим ќ—ј√ќ водителей, которые попались не менее п€ти раз за год, — дл€ них предлагалс€ коэффициент 1,86.

”читыватьс€ будут и нарушени€, зафиксированные камерами. ѕо умолчанию виновником будет считатьс€ владелец автомобил€
”читыватьс€ будут и нарушени€, зафиксированные камерами. ѕо умолчанию виновником будет считатьс€ владелец автомобил€

Ќовый законопроект ограничивает максимальную стоимость страховки дл€ водителей-нигилистов уровнем трЄх базовых тарифов, то есть дл€ жителей мегаполиса лимит составит пор€дка 24–30 тыс€ч рублей.

ѕредложение депутатов технически проще, чем вариант ћинфина, поскольку не требует поголовной «оцифровки» водителей с помощью телематических устройств. Ќо оно требует подключени€ страховщиков к штрафной базе данных, усложн€€ задачу.

„его ждать в 2020 году

ƒорогой вариант реформы поставили на паузу, но не отвергли окончательно. ¬ ћинфине считают его более справедливым в отношении людей, пострадавших в ƒ“ѕ (поскольку растут выплаты), но также готовы поддержать депутатскую версию «м€гкого» проекта. Ќо и у дорогой версии есть поклонники, например, в еЄ пользу высказалс€ лидер «—иних ведЄрок» ѕЄтр Ўкуматов и заместитель начальника √»Ѕƒƒ –оссии ¬ладимир  узин.

ќбсуждаютс€ и альтернативные идеи, например введение единого полиса гражданской ответственности, который покрывает расходы не только в случае ƒ“ѕ, но и, допустим, при затоплении чужой квартиры.

–оссийский союз автостраховщиков (–—ј) категорически опроверг страшилки о подорожании ќ—ј√ќ с Ќового года на 30%. –€д —ћ» накануне распространил такую информацию, но, суд€ по всему, перепутал возможный рост максимального тарифа и стоимость полиса (выше объ€сн€лось, что это не одно и то же).

¬ целом –—ј поддерживает курс на либерализацию ќ—ј√ќ. ѕо данным союза, с начала 2019 года, когда тарифный коридор расширили на 20%, средн€€ стоимость полиса снизилась на 5% относительно уровн€ 2018 года за счЄт обострени€ конкуренции между страховыми компани€ми. ѕопутно возросли средние выплаты по ќ—ј√ќ — с 66 тыс€ч до 68 тыс€ч рублей.

ѕрезидент –—ј »горь ёргенс за€вил, что страховщики согласны и на компромиссный вариант законопроекта, который возьмЄт лучшее от обоих предложений. ќсновной проблемой современного ќ—ј√ќ он посчитал некачественный учЄт водительских рисков.

— —ейчас аварийные водители и нарушители плат€т за полис столько же, сколько аккуратные автовладельцы, — считает »горь ёргенс. — “о есть хорошие водители, которых у нас более 80 процентов, субсидируют плохих.

—уд€ по стагнации в обсуждении реформы ќ—ј√ќ, согласовать еЄ концепцию до Ќового года депутаты не успеют. ѕока законотворцы склон€ютс€ к более м€гкому варианту, так что мы не ждЄм массового удорожани€ «автогражданки» в обозримом будущем.

—читаете ли вы справедливым повышать тариф ќ—ј√ќ дл€ нарушителей ѕƒƒ?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • ƒа, с первого же грубого нарушени€
  • ƒа, после нескольких нарушений
  • Ќет, это двойное наказание за одно де€ние
  • Ќет, € против любого удорожани€ ќ—ј√ќ
  • ќ—ј√ќ нужно отменить
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€

— окт€бр€ этого года резко возросла ценность европротокола — схемы, при которой простые ƒ“ѕ оформл€ют без вызова √»Ѕƒƒ. Ћимит выплат вырос до 400 тыс€ч рублей.