1 / 17

„то такое платформа?

—то лет назад пон€тие платформы было нагл€днее, потому что рамные машины можно было «расчленить» на шасси и кузов. Ўасси – это рама с колесами, силовым агрегатом и всем, что делает возможным движение автомобил€. ‘актически эту тележку и можно было считать платформой старых машин. —верху ее закрывал кузов, суть, эстетическа€ оболочка машины. —итуаци€ усложнилась с распространением во второй половине XX века несущих кузовов, в которых силова€ часть и внешн€€ оболочка, фактически, неотделимы друг от друга.  азалось, пон€тие платформы ушло в небытие, потому что в современном автомобиле нет как таковой «тележки». јвтомобиль стал более индивидуальным, и другой кузов подразумевал полное перепроектирование конструкции.

FAQ: что такое платформа автомобил€?

Ќа иллюстраци€х VW представл€ет платформу MQB в виде «тележки», хот€ это лишь условность.
ѕоказаны посто€нные геометрические характеристики (uniform), одинаковые дл€ всех
машин на платформе MQB, и переменные (variable).

» все-таки истори€ прошла виток спирали и вернулась к принципу платформ. “олько сегодн€ пон€тие «платформа» менее нагл€дно.

ѕон€тие платформы вообще вышло за рамки некого «металлического фундамента» автомобил€. —овременна€ платформа – это, скорее, набор унифицированных компонентов и неких принципов, по которым эти компоненты трансформируютс€ при переходе от одной модели к другой. ‘актически, платформа – это громадный массив инженерной и технологической информации, или, если хотите, палитра красок, в пределах которой инженеры-творцы могут создавать новые автомобили.

1 / 18

¬ 2012 году концерн Volkswagen представил новую платформу MQB, на сегодн€шний день – самую универсальную в мире. Ќа ее основе будет построен компактный Volkswagen Polo и п€тиметровый внедорожник CrossBlue дл€ американского рынка. ѕлатформу уже получил новый VW Golf VII, Skoda Octavia III, Audi A3 и Seat Leon. ” всех MQB-машин р€д идентичных характеристик, например, одинаковое рассто€ние от педали газа до оси передних колес – один из фундаментальных параметров автомобил€ (хот€ дл€ обывател€ непон€тный). ѕлатформа MQB подразумевает общность компонентов, например, одинаковые дверные петли, наборы деталей подвески, «персональна€» линейка двигателей (EA211). ѕри этом некоторые параметры, например, длина колесной базы или высота машины могут выбиратьс€ инженерами практически без ограничений, тогда как предыдуща€ платформа, PQ35, была адресована машинам —-класса.

—уть платформы – в попытке сблизить автомобили технически, оставив достаточную степень свободы, чтобы они не оказались полными клонами. јвтомобиль состоит из дес€тков тыс€ч компонент, и многие из них могут быть идентичными без ущерба дл€ конструкции в целом.

  принципу платформ близок (но не тождественен) принцип модульности. ќтдельные компоненты объедин€ютс€ в модули, например, передн€€ подвеска на подрамнике современной машины как бы «автономна», то есть €вл€етс€ отдельной структурой. ћодули, как кубики, допускают разные комбинаци€, увеличива€ количество моделей на одной компонентной базе. Ётот принцип хорошо знаком компьютерщикам: купил системный блок, материнскую плату, видеокарту, пам€ть, диски, свинтил вместе, получил «уникальный» компьютер. ‘актически, современна€ платформа – это набор кубиков, из которого затем комбинируют автомобиль. “акие платформы называют модульными.

—оплатформенные автомобили могут иметь разную степень «одинаковости». —амые близкие родственники – это продукты бейдж-инжиниринга, когда одну и ту же машину продают под разными марками, слегка измен€€ дизайн. ѕример – Renault Duster и новый Nissan Terrano. „аще распространен другой вариант, когда машины все-таки различаютс€, но имеют сравнимые габариты: например Chevrolet Cruze и Opel Astra или KIA Rio и Hyundai Solaris. ѕостепенно принцип соплатформенности выходит за рамки размерных классов: так, BMW 5, BMW 7, BMW 5 GT, BMW 6 и Gran Turismo имеют общий набор кубиков. —озданием универсальных платформ зан€ты сегодн€ почти все ведущие производители, например Peugeot-Citroen строит новые модели классов C и D на универсальной платформе EMP2.

ѕочему «принцип платформ» набирает попул€рность?

ќсновна€ цель унификации – сокращение расходов, причем не только производственных. „ем больше стандартных компонентов в автомобиле, тем меньше времени трат€т инженеры на решение рутинных задач, тем проще технологам при запуске новых моделей, а еще – выгоднее производител€м компонентов. —кажем, вы владеете заводом, который выпускает кронштейны дл€ креплени€ двигателей. „то выгоднее дл€ вас: выпускать миллион одинаковых кронштейнов или четыре типа по 250 тыс€ч каждый? ѕравило простое: больше объем закупок – ниже цена.

FAQ: что такое платформа автомобил€?

Ќевидима€ глазу унификаци€ существенно облегчает производственные процессы

–адикально сокращаетс€ врем€ на подготовку новой модели, а разнообразие модельного р€да растет. »зобилием кроссоверов, минивэнов и промежуточных машин, вроде купе-кроссоверов или внедорожных компактвэнов мы об€заны принципу платформ.

ƒо последнего времени чаще всего платформы делили близкие по размеру и концепции автомобили с разным дизайном, как Peugeot 308 и Citroen C4. “енденци€ последнего времени: существенное расширение номенклатуры автомобилей, которые дел€т компонентную базу. —егодн€ половина всех машин строитс€ на 20 глобальных платформах, но количество платформ сокращаетс€, а ассортимент машин растет с каждым годом.

—оздание универсальных платформ заботит даже производителей премиум-класса, которые, казалось бы, не так ограничены финансово. “ак, BMW объ€вило о создании платформы 35up, на которой будут строитьс€ все машины 3, 5, 7 серий, а также кроссоверы, кабриолеты и купе на их базе. ѕри этом дл€ переднеприводных BMW (например 2 Tourer) и Mini адресована друга€ платформа, UKL.  онцерн Volkswagen силами премиальных брендов разрабатывает две платформы MSB и MLB, которые л€гут в основу будущих поколений Audi, Lamborghini, Porsche, Bentley. Ќекоторые премиум-производители пользуютс€ платформами партнерских масс-брендов, например Lexus активно использует наработки Toyota, а Infiniti JX и новый Nissan Pathfinder – близкие родственники.

Ѕолее того, случилось немало конфузов, когда автопроизводители пытались пренебрегать принципом платформ. “ак, BMW, купив страждущую английскую компанию Rover, потерпел фиаско во многом из-за абсолютной несхожести выпускаемой продукции: переднеприводные утилитарные «–оверы» и заднеприводные BMW не поддавались унификации, что не позволило по примеру Volkswagen интегрировать массового производител€ в общую структуру. “а же логика подтолкнула Smart (концерн Daimler AG), некогда щегол€вшего персональной и неклонируемой платформой, объединить усили€ с Renault в стремлении создать универсальную базу дл€ микрокаров.

FAQ: что такое платформа автомобил€?

 аждый крупный производитель стремитс€ сократить количество платформ, на которых строитс€ модельный р€д.  роме того, производители все чаще «дружат платформами», создава€ продукты под разными марками на одних и тех же компонентных базах (чаще в рамках единой корпорации, но не только). ’арактерный пример: аль€нс Renault-Nissan-ј¬“ќ¬ј«. ≈сли посмотреть топ-10 продаж в –оссии, четыре места занимают совершенно разные машины на одинаковой платформе ¬0: кроссовер Renault Duster, универсал Lada Largus, среднеразмерный седан Nissan Almera и компактный седан Renault Logan. Ёто доступные модели, и их доступность во многом объ€сн€етс€ тем, что они технически близки.

≈сть ли плюсы дл€ потребителей?

јвтопроизводители снижают себестоимость, но цена автомобилей держитс€, не так ли? Ќе €вл€етс€ ли принцип платформ полной профанацией?

Ќет, не €вл€етс€. ƒл€ нас, потребителей, не всегда очевидно, но современные машины более упакованы средствами безопасности, они экологичнее (по крайней мере на бумаге) и сложнее своих предков. ќбмен компонентами позвол€ет удержать себестоимость в разумных рамках.

Ќапример, новые платформы MQB (Volkswagen) и EMP2 (Peugeot-Citroen) позволили сэкономить несколько дес€тков килограммов массы и существенно увеличить использование высокопрочных сталей в конструкции кузова без радикального увеличени€ цены машин.

Ѕолее того, «эффект платформы» ощущает субъективно, например семейство VW/Skoda/Seat на платформе MQB отличаетс€ выдающимс€ соотношением управл€емости к комфорту, а новый Peugeot 308 на платформе EMP2 заслужил самые лестные отзывы журналистов. –езультаты были достигнуты в том числе потому, что унификаци€, снижающа€ себестоимость продукции, разв€зала инженерам руки в других област€х.

FAQ: что такое платформа автомобил€?

ѕринцип платформ лишает автомобили индивидуальности?

¬р€д ли. ѕо большому счету платформа не видима глазу и не воспринимаетс€ внешним наблюдателем. ¬ы не определите соплатформенные автомобили по внешнему виду, если дизайнеры не постарались придать им корпоративное сходство. ѕлатформа – это провода, кронштейны, элементы пола автомобил€, подвески и проча€ негламурность.

  тому же, иногда платформы даже увеличивают техническое разнообразие. Ќапример, та же платформа MQB подразумевает два типа задней подвески: независима€ и полузависима€. ѕри этом одна и та же модель, скажем, Skoda Octavia, в разных верси€х имеет разные подвески.

≈сли автомобили и лишаютс€ индивидуальности, то из-за требований, которым должен удовлетвор€ть современный транспорт. Ќапример, требовани€ безопасности пешеходов об€зывают производителей делать кромку капота определенной высоты, что вынуждает дизайнеров лепить зачастую несуразные, огромные решетки-рты, чтобы завуалировать массивность передка. “ребовани€ по вместимости, аэродинамической эффективности, безопасности в конечном итоге приближают все машины к некой золотой середине, дела€ их похожими друг на друга, но платформы здесь не причем. Ќаоборот, на одной базе можно построить очень разные и €ркие автомобили, и пример этому: Mini Cooper и новый BMW 2 Tourer, оба на платформе UKL.

FAQ: что такое платформа автомобил€?

ѕочему принцип платформ не вошел в моду раньше?

ѕлатформа – это не только сложно, но и очень дорого. ѕлатформа современного автомобил€ стоит несколько миллиардов евро, но эти вложени€ окупаютс€ за счет ее тиражировани€.

ѕон€тно, что чем универсальные платформа, тем больше компромиссов должны разрешить инженеры. „тобы на одних компонентах создать городской компакт и полноразмерный кроссовер, нужно, что называетс€, думать за себ€ и за того парн€.

ѕри создании платформы велики риски ошибок. ѕредставьте, что инженеры просчитались с каким-то компонентом, который впоследствии будет растиражирован на дес€тках моделей. ѕон€тно, что перед запуском в серию все машины тщательно испытываютс€, но коль скоро платформа – €вление в некоторым смысле виртуальное, неос€заемое, веро€тность фундаментальной ошибки присутствует всегда.

 ороче говор€, принцип платформ получил распространение вместе с по€вление мощных компьютеров и современных методов проектировани€. — другой стороны, мотивом к по€влению платформ €вл€етс€ нав€зчива€ необходимость снижать себестоимость выпускаемой продукции.

FAQ: что такое платформа автомобил€?

Saab были самобытными и технически сложными, но не смогли вписатьс€ в реалии нового дн€

„ем плохи платформы

ѕри неграмотном подходе принцип платформ убивал целых производителей, которые не вписывались в корпоративные стандарты. —амый €ркий пример – Saab. ѕопав под вли€ние General Motors, самобытный шведский производитель оказалс€ в сложной ситуации, ведь утилитарные платформы от Opel не позвол€ли Saab реализовать свой главный козырь – техническую изощренность.

»ногда платформы осложн€ют маркетинг дорогих автомобилей, которые стро€тс€ на базе дешевых. ¬ производител€ премиум-класса всегда могут кинуть камень, что его авто есть перелицованное и зат€нутое кожей творение масс-бренда. ¬прочем, последнее врем€ производители научились скрывать техническую общность моделей и все реже допускают промахи вроде установки дешевой панели приборов на люксовый авто.

Ќо главна€ проблема в другом. ѕри всей гибкости, которую демонстрируют современные платформы, они осложн€ют постройку неформатных машин, несколько сужа€ диапазон рынка. Ќо и здесь удаетс€ найти выход, например купе Toyota GT86 унифицировано с Subaru BRZ (фактически, одна модель). “ем не менее, вр€д ли стоит ждать по€влени€ в новом веке таких шедевров как Nissan/Datsun Z-series. —егодн€ выпуск дешевого заднеприводного спорткара практически исключен: под него просто не найдетс€ подход€щей платформы, а значит он не будет дешевым.

FAQ: что такое платформа автомобил€?

„то дальше?

ѕопул€рность набирают гибриды и электромобили, которые еще больше апеллируют к принципу платформ и модульности. Ћучший пример – новый BMW i3, электромобиль, возвращающий нас к истокам. ¬едь у него, как и ретрокаров, есть вполне четкое деление на шасси (тележку) и кузов. “ака€ конструкци€ хорошо поддаетс€ унификации, например в отдельные подсборки можно выделить весь электрический силовой агрегат, блок батарей, несущую структуру (раму), подвески.  ак и встарь, на одной тележке можно выпускать машины с разными кузовами.

FAQ: что такое платформа автомобил€?

»ли другой пример: проект iStream бывшего конструктора «‘ормулы 1» √ордона ћарри. ”же несколько лет он создает универсальную платформу дл€ компактных недорогих машин. ¬ данном случае речь не о разработке конкретного авто, как на фото, а о целом производственном принципе. ќн позволит создавать целые семейства автомобилей, а затем выпускать их на простых, не требующих больших инвестиций заводах.